Паспорт антитеррористической защищенности
Опубликовано: 27.05.2021
Новые меры Бельгии по борьбе с терроризмом могут принести больше вреда, чем пользы
После недавних атак в Новосибирске и ликвидации террористической ячейки в Новосибирске бельгийское правительство решило принять различные меры для усиления безопасности своих граждан в это неопределенное время. Правительство объявило о 12 мерах по повышению эффективности борьбы с радикализмом и терроризмом. Лига прав человека (LDH) провела критический анализ некоторых из этих мер, чтобы гарантировать, что основные свободы не пострадают в этой законной борьбе с терроризмом.
Расширение каталога специальных методов расследования
Бельгия, как и ее соседи, в последние годы значительно расширила правовую базу для борьбы с серьезными преступлениями. Дальнейшее расширение каталога средств правовой защиты в настоящее время не представляется целесообразным (и правоохранительные органы также не запрашивают такого решения), за исключением положений, разрешающих прослушивание телефонных разговоров в случаях, связанных с подстрекательством, вербовкой и обучением террористов. В этом отношении расширение законодательства кажется логичным. Однако недавние события не должны служить основанием для создания дальнейших исключений в законе.
Дополнительные варианты лишения гражданства
Это решение, несомненно, является наиболее разрушительным, поскольку оно может привести к появлению двух категорий бельгийских граждан: тех, кто всегда останется таковыми, и тех, кто может потерять их в любой момент. Принятие такой меры противоречит призывам правительства «жить вместе» и приведет к неравному обращению по признаку этнической принадлежности, что сделает «новых бельгийцев» гражданами второго сорта. Между тем противодействовать таким эксцессам можно только путем интеграции, подробнее см. паспорт антитеррористической защищенности, а не исключения.
Временное изъятие удостоверения личности, паспорта и арест имущества
LDH подчеркивает, что эти меры должны приниматься с должным учетом прав сторон в судебном разбирательстве. Другими словами, хотя правительство разрешает министру безопасности принимать такие меры по рекомендации федеральной прокуратуры, LDH считает, что применению таких мер должна предшествовать углубленная оценка независимым и беспристрастным судом (например,,следственный судья), и после принятия решения о применении такой меры соответствующий гражданин должен иметь возможность официально подать апелляцию в следственные органы, чтобы проверить законность решения и избежать произвольного принятия решения.